все тонкости открытия ИП, документы, пошаговая инструкция

как открыть ИП

обжаловать действия нотариуса, узнать куда пожаловаться на нотариуса

жалоба на нотариуса

где и как приватизировать квартиру, документы, пошаговая инструкция

как приватизировать квартиру

заверить перевод документа у нотариуса, требования

заверение переводов

Нотариусы Москвы Статьи Нотариус и наследство. Оформление наследства

Нотариус и наследство. Оформление наследства

Опубликовано: 13.01.2013. Рубрика: Нотариат

В нотариальной практике оформление наследства относится к числу наиболее сложных процедур, имеющих множество нюансов и спорных моментов. Согласно закону, обращаться в государственную нотариальную контору или к частному нотариусу необходимо по месту жительства наследстводателя или по месту нахождения недвижимого имущества.

Существует несколько видов оформления наследства у нотариуса:

  • наследство на недвижимое имущество в виде квартиры или ее части;
  • наследство на дом или землю;
  • наследство на автомобиль;
  • наследство на компанию или предприятие;
  • наследство на долевое участие в уставном капитале организации;
  • наследство на владение ценными бумагами;
  • наследство на вклады в банк, невыплаченные денежные суммы: заработная плата, пенсия;
  • наследство на авторские права и другое.

Процедура оформления наследства у нотариуса

Для открытия наследственного дела необходимо обращение возможных правопреемников умершего в нотариальную контору. С момента смерти наследстводателя предоставляется полгода для оформления наследства. За этот период времени все потенциальные получатели наследства должны обратиться к нотариусу и заявить о своих предполагаемых правах на наследство. В обязанности нотариуса входит оповещение всех наследников о предстоящем оформлении наследства и защита их права на имущество от неправомерных посягательств сторонних лиц.

Для того чтобы оповестить всех преемников, контактные данные которых могут быть неизвестны, нотариус имеет право разместить соответствующую  публикацию в средствах массовой информации. Таким образом, нотариальная контора всегда стоит на страже интересов и прав граждан на вступление в права на наследство. Далее юрист нотариальной конторы начинает сбор всей необходимой документации для того, чтобы в результате завершения процесса осуществить передачу наследственного имущества от наследстводателя к законным преемникам.

Кроме этого, в обязанности нотариуса входит контроль и разрешение возможных претензий со стороны кредиторов и прочих лиц, перед которыми имелись обязательства со стороны умершего. После  завершения процедуры вступления в наследство, нотариус контролирует  аннулирование задолженностей, которые обязаны будут осуществить  правопреемники.

С целью защиты прав законных наследников, кредиторов и прочих возможных заинтересованных лиц, нотариус имеет право осуществлять определенные меры предосторожности, которые включают в себя следующее:

  1. проведение описи имущества;
  2. наложение запрета на отчуждение недвижимого имущества;
  3. процедура передачи предприятия определенным лицам для доверительного управления;
  4. оформление ответственного хранения движимого имущества;
  5. проведение рассылки необходимых поручений всем остальным нотариальным конторам, расположенным по месту нахождения имущества.

Споры при оформлении наследства

Процедура оформления наследства нотариусом занимает относительно немного времени в случае, если нет никаких спорных моментов и нюансов в ведении этого дела. Когда не имеется никаких сомнений в правах наследстводателя на свое имущество и, соответственно, точно установлены права законных наследников, оформление не представляет никаких трудностей. Но, если возникают споры между наследниками и невозможно урегулировать конфликт, процесс усложняется и затягивается.

Если существуют разногласия между правопреемниками и неточности или ошибки в документах, предоставленных получателями наследства, возникает потребность передачи ведения дела в суд. Возможны случаи судебного разбирательства уже закрытого нотариального дела, когда появляются новые наследники, претендующие на получение своей доли наследства.

Если они своевременно не успели по каким-либо причинам подать документы и заявления на вступление в право на  наследство, суд обязан рассмотреть их требования и, в случае положительного решения, удовлетворить их. Также потребность в судебном решении возникает при признании завещания не действительным.

Во всех подобных случаях выданные нотариусом документы и предыдущие решения аннулируются, и процесс рассмотрения дела начинает снова, с учетом новых фактов.

Необходимые документы для нотариуса при оформлении наследства

Нотариус и наследство

Для того чтобы начать дело о рассмотрении законных прав на вступление в наследство, предполагаемые наследники должны предоставить в нотариальную контору следующие обязательные документы:

  • паспорт наследника или наследников или их представителей;
  • доверенность правопреемника в оригинале и копия;
  • свидетельство о смерти наследстводателя в оригинале и копия;
  • сведения о прописке или выписке умершего (ФИО) из квартиры, а также данные всех гражданах, прописанных по этому же адресу, которые предоставляются в паспортном столе;
  • справка о месте жительства умершего;
  • завещание, если таковое имеется.

Поскольку имеются различные виды оформления права на наследство, нотариусу необходимо предоставлять определенный перечень документов в каждом конкретном случае.

Итак, если речь идет об оформлении квартиры или ее части в качестве имущества, передаваемого правопреемникам, потребуется предоставить следующий список документов:

  1. оригиналы и копии документов на имущество или его часть в виде свидетельств о праве собственности, договора дарения, купли-продажи, обмена квартиры, свидетельства о наследстве;
  2. документ, указывающий оценочную стоимость недвижимости, осуществленную на момент смерти;
  3. выписку из государственного кадастра недвижимости, предоставляемую БТИ;
  4. выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество;
  5. справку из городского жилищного департамента, которая подтверждает права собственности на недвижимость.

При оформлении наследства на транспортное средство необходимы следующие документы:

  • паспорт транспортного средства в оригинале и копии;
  • оригинал и копия технического паспорта;
  • документ с информацией об оценочной стоимости транспортного средства на момент смерти наследстводателя обязательно заверенный, прошитый и пронумерованный официальным лицом, проводившим оценку.

Для оформления права наследства на дом потребуются:

  • документы, подтверждающие право собственности на дом в оригинале и копии;
  • выписки БТИ, включающие данные об оценочной стоимости дома на момент смерти, подробный план помещений;
  • выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество;
  • справка, подтверждающая отсутствие запретов на отчуждение или арест имущества.

Если речь идет о земельном участке, список необходимых документов будет следующим:

  • документы, подтверждающие право собственности на землю в оригинале и копии;
  • выписку из государственного кадастра недвижимости и кадастровый план;
  • документ, информирующий об оценочной стоимости земельного участка на момент смерти, который выдается Земельной кадастровой палатой;
  • если речь идет о первичной приватизации потребуется также копия документа о передаче земельного участка в собственность.

При оформлении наследства на долю в уставном капитале предприятия:

  • копии устава и учредительного договора организации, заверенные в налоговой администрации;
  • выписка из Единого государственного реестра юридических лиц на момент смерти, которая выдается налоговой службой по месту, где было зарегистрировано предприятие.

Для оформления наследства на акции, ценные бумаги и банковские вклады информацию об общем списке документов, которые могут потребоваться, всегда можно узнать в любой нотариальной конторе.

Тонкости и нюансы ведения наследственного дела

Как уже отмечалось выше, для правопреемников существует ограниченный срок подачи документов для оформления наследства, который, согласно закону, составляет полгода с момента смерти наследстводателя.
По факту определения и установления всех лиц, по закону претендующих на наследство, а также кредиторов и прочих лиц, перед которыми умерший гражданин имел обязательства, осуществляется распределение наследственной собственности и обязательств. При наличии завещания, с указанием единоличного права вступления в наследство, остальные потенциальные правопреемники не получают никакого наследства, в каких бы родственных связях с умершим они не состояли.

После окончания шестимесячного срока со дня смерти, нотариусом выдаются свидетельства, которые подтверждают право наследников на имущество. Такие свидетельства могут быть выданы и позже шестимесячного срока. Их наличие или отсутствие у правопреемника не влияет на его юридическое право собственности. Однако если речь идет о заключении сделок, свидетельства о праве наследства обязательны.

Ведение наследственных дел имеет ряд тонкостей и сложных неоднозначных моментов, описать и предугадать которые полностью невозможно. Профессиональная консультация у практикующего нотариуса - наилучшее решение всех проблемных вопросов, связанных со вступлением в права наследства. Стоимость оплаты услуг нотариуса зависит от величины и вида наследства, но в большинстве случаев составляет от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей. За редким исключением, когда речь идет об особо крупных размерах наследства, исчисляемых миллионами рублей. Но и тогда величина тарифа на услугу не может превысить миллион рублей.