все тонкости открытия ИП, документы, пошаговая инструкция

как открыть ИП

обжаловать действия нотариуса, узнать куда пожаловаться на нотариуса

жалоба на нотариуса

где и как приватизировать квартиру, документы, пошаговая инструкция

как приватизировать квартиру

заверить перевод документа у нотариуса, требования

заверение переводов

Нотариусы Москвы Статьи Как составить бизнес план

Как составить бизнес план

Опубликовано: 15.02.2011. Рубрика: Бизнес

Каждый состоявшийся бизнесмен или предприниматель может с уверенностью сказать, что правильно составленный бизнес-план является одним из важнейших кирпичиков в построении будущего бизнеса. Понимая, как составить бизнес-план, можно прогнозировать положительный результат обращения к потенциальным инвесторам или в банк за кредитом. Также, составив план будущего бизнеса, предприниматель будет видеть ближайшие и вдаль идущие цели, понимать, сколько денег следует вкладывать на различных этапах развития бизнес-проекта, и когда ожидать первую прибыль.

Для чего нужен бизнес-план

О том, как составить бизнес-план, существует множество пособий и рекомендаций, специфика большинства из которых будет понятна лишь экономисту. Вместе с тем, необходимость в составлении плана проекта возникает у каждого начинающего бизнесмена при получении кредита в банке для открытия ООО или ИП, получения займа у потенциального инвестора, капиталовложений в развитие предпринимательской деятельности.

Очевидно, что для получения инвестиций на постройку завода или фабрики рациональнее обратиться в специализированные фирмы, где составление бизнес-плана будет подкреплено экономическими расчетами и грамотно составленными финансовыми документами. Такой план бизнес-проекта можно смело отправлять на согласование как потенциальным западным инвесторам, так и в любой российский банк. Но в этом случае следует четко понимать, что услуги по составлению такого плана будут недешевыми.

В то же время, для приобретения передвижной торговой лавки или открытия пункта по ремонту обуви, целесообразность детального изучения инвестиционного климата или расчета рисков в отрасли - отсутствует. В данном случае достаточно продумать план организации производства, определить рынки сбыта и просчитать сроки окупаемости бизнес-проекта. Составление такого плана вполне под силу начинающему бизнесмену.

К тому же, не следует безоговорочно полагаться на интуицию или опыт друзей-знакомых. Планирование – это не отживший себя элемент социалистической действительности, а реалии настоящего времени. Оценка сроков окупаемости, понимание периода вложений, становления и отдачи бизнес-проекта – это наиболее важные пункты при даже незначительном, на первый взгляд, капиталовложении. Понятие «рынок – план» является основополагающим и на Западе, и на Востоке. Да и зачем «изобретать велосипед», когда достаточно обратить свой взор на экономику развитых стран, чтобы понять: перенимай опыт и получай положительный результат!

Структура бизнес-плана

План будущего бизнеса составляется для банков, для инвесторов или для себя. Задаваясь вопросом, как составить хороший бизнес-план, необходимо придерживаться структуры (плана), который включает следующие обязательные пункты:

  • Введение-резюме.
  • Краткое описание проекта будущего бизнеса.
  • Описание продукции/услуг.
  • Анализ рынка продукции/услуг, конкуренция, инвестиционные риски.
  • План организации производства.
  • План сбыта продукции/услуг.
  • План финансирования проекта.
  • Управление и кадры.
  • Приложения.

Вместе с тем, вышеописанная структура рекомендована западными аналитиками, и приведена как пример планирования бизнеса. Однако в реалиях российского бизнеса некоторые пункты плана требуют дополнительной расшифровки и уточнений. Так, в условиях российской деловой среды, типовой бизнес-план следует дополнить важным пунктом, раскрывающим адекватное понимание вопросов и проблем, связанных с качеством продукции/услуг, а также путей решения возникающих вопросов. Второй пункт, который должен найти отражение в плане – это способность грамотного управления и регулирования себестоимостью продукции/услуг, а также обеспечением приемлемой конкурентоспособности в части себестоимости товара. Третьим пунктом является четкое понимание перспектив развития будущего бизнеса, а также гарантий в способности довести начатое дело до конца.

Как составить бизнес-план для иностранного инвестора

Наибольшая обеспокоенность иностранных инвесторов затрагивает состояние инвестиционного климата развития бизнеса в России. Действительно, свободные «западные» капиталы всегда продвигаются в направлении наиболее выгодных инвестиционных объектов. С точки зрения инвестиций в проекты российских предпринимателей, это весьма выгодное вложение для иностранных инвесторов, что подтверждается темпами экономического роста, конкурентоспособности регионов, отраслей и страны в целом, и также кредитоспособностью России. Однако интегральная оценка рисков капиталовложений наталкивается на бытующее за рубежом мнение о «плохом» инвестиционном климате в России.

В данном случае, будущему предпринимателю следует парировать тем, что западным инвесторам свойственно сознательно занижать оценку инвестиционного климата в России, поскольку, чем больше рисков будет отображено в плане развития бизнеса, тем на большую прибыль или процент по инвестициям будет претендовать зарубежный партнер. Неужели мы должны признавать методику оценки инвестиционного климата, в которой западные инвесторы ставят Россию на одну ступень с Ираком, Венесуэлой или Нигерией?

Следовательно, размышляя о том, как составить бизнес-план для иностранного инвестора, необходимо отметить, что Россия – огромная страна, состоящая из 89 регионов. Инвестиционный климат каждого российского региона – по-своему уникален. Не следует приравнивать инвестиционный климат Московского или Ленинградского регионов к инвестиционному климату Дальнего Востока: у каждого из них есть свои плюсы и минусы, во многих случаях все зависит от выбора конкретного направления бизнеса, а также - поддержки власти на местах. В данном случае можно привести пример  температуры «в среднем по палате», при котором неграмотный врач выдает общий  диагноз для всех, исходя из средней температуры.  Это тот случай, когда не следует применять  единый коэффициент к каждому из российских регионов, а необходимо проработать индивидуальный подход и расчет.

Таким образом, составляя план будущего бизнес-проекта для иностранных инвесторов, необходимо тщательно изучить и детально описать инвестиционный климат конкретного региона (города), в котором следует аргументировано преподнести все привлекательные и положительные аспекты. Вместе с тем, обман даже в самой незначительной мелочи чреват отказом, поэтому необходимо описывать лишь реальные факторы, подтвержденные документально. Кроме того, для реальности описания инвестиционного климата рекомендовано включить и некоторую толику инвестиционных рисков, которых невозможно избежать ни при каких условиях.

Разработчикам планов будущих бизнес-проектов для предоставления западным инвесторам, можно порекомендовать следующее: не опасайтесь включать дополнительные разделы и подразделы, стараясь более подробно продемонстрировать привлекательность инвестиционного климата в конкретном регионе. Структура бизнес-плана не имеет четкого стандарта ни на Западе, ни в России. Поэтому, задаваясь вопросом о том, как составить хороший бизнес-план для западного инвестора, полагайтесь на собственный опыт, честность и  обоснованность данных, а также желание получить инвестиции и довести дело до конца.

Как составить бизнес-план самостоятельно

Чтобы составить бизнес-план самостоятельно, достаточно нескольких обязательных условий. Во-первых, следует четко взвесить все «За» и «Против», а именно: конкурентоспособность предполагаемого вида продукции/услуг, рынок сбыта, период окупаемости инвестиционных вложений, а также предполагаемые сроки получения первой прибыли. Во-вторых, необходимо определить сумму капиталовложений, при этом желательно разделить инвестиции на несколько этапов, подкрепив обоснования расчетами окупаемости проекта. В-третьих, придерживаясь рекомендованной структуры бизнес-плана, составить самостоятельный план проекта, который может по своей структуре в корне отличаться от предлагаемого.

Как составить бизнес планДело в том, что структуры бизнес-проекта, регламентированной стандартами и нормами, не существует. Каждый предприниматель, открывая ИП или ООО, вправе самостоятельно регулировать как перечень пунктов, так и объем документов планирования будущего бизнеса. Вместе с тем, если для будущего предпринимательства (открытие магазина, мастерской, салона красоты и пр.), требуются инвестиции извне, следует все же придерживаться рекомендаций специалистов.

В частности, первый пункт структуры плана, «Резюме», является презентацией всего бизнес-проекта, поэтому в данном разделе следует описать будущий вид деятельности в максимально доступной форме и с наиболее оптимистической позиции. Зачастую, это единственный раздел, который инвестор читает самостоятельно, тут же принимая решение: принять в разработку или отказать. Прочие разделы, где будут отображены экономические расчеты, финансовые выкладки, маркетинговые исследования и пр., инвестор перепоручит изучить своим специалистам. Но именно Резюме будут основополагающим в вопросе «быть или не быть». Посему, этот раздел должен быть максимально коротким, но емким. В нем должны быть отображены и экономика, и маркетинг, и финансирование, но кратко и доступно для общего понимания. Здесь же следует указать предполагаемые сроки окупаемости инвестиционного проекта, размер инвестиций, кто готов инвестировать в данный проект, помимо основного инвестора, и в каких объемах, а также условия бизнес-проекта (риски, конкурентную среду, рынки сбыта). Одним словом, раздел «Резюме» - это краткий вывод всего бизнес-проекта в целом.

Следующий раздел, которому необходимо уделить пристальное внимание, это – описание отрасли или предприятия. В частности, в данном разделе необходимо дать общие сведения о предприятии (магазине, салоне красоты, СТО и пр.). Сюда входят: структура предприятия, кадровый состав, финансовые показатели деятельности, направление деятельности, перспективы развития данной отрасли, описание (перечень) продукции/услуг и пр. Раздел должен включить характеристики будущего производства, некоторые аспекты технологии, но изложенные доступным и простым языком. Не следует углубляться в терминологию и специфику, используя профессиональный жаргон, вполне достаточно изложить уникальность продукции или услуг, их востребованность в ближайшее и обозримое будущее, или же сделать акцент на преимуществах именно ваших товаров или услуг.  Здесь же следует отметить наличие патента на производство товаров или услуг, опыт работы в данной сфере, подтвержденный сертификатами, либо возможность сертификации или патентования. Также необходимо отметить возможность совершенствования данной продукции/услуг в будущем.

Маркетинговый план. В этом разделе следует четко описать, при каких ситуациях потенциальные потребители станут вашими клиентами. Здесь указываются методы стимулирования реализации товаров/услуг, расходы на рекламу, создание позитивного имиджа продукта, а также схема распространения товара/услуги.  В общем смысле, необходимо объяснить, «Почему» и «Как» будут приобретать ваш «Продукт». На первый взгляд, раздел может показаться несложным, но все же следует почитать рекомендации специалистов в области «Маркетинга и Рекламы», либо проконсультироваться у специалистов в этой области.

В разделе «Производственный план» должны найти отображение детальные выкладки с описанием производственных процессов, которые будут иметь место на вашем предприятии. Необходимо рассмотреть вопросы, касающиеся характеристики помещения, требований к данному помещению, персоналу, оборудованию, а также подрядчикам и поставщикам.

Раздел «Организационный план» содержит описание руководящей группы и роль каждого ее специалиста. Для российского инвестора очень важным является резюме каждого члена руководящей группы, поэтому здесь следует перечислить партнеров по бизнесу, объективно и максимально правдиво отметить вклад каждого из них в будущий бизнес, роль и функциональные обязанности. Если же для будущего бизнеса планируется привлечение сторонних специалистов, следует четко описать мотивацию их привлечения (премиальные, партнерство и пр.).

В разделе «Финансовый план» приводится экономическая составляющая бизнес-проекта, демонстрируется таблица доходов-расходов, прогнозируемый баланс, приводятся прямые и переменные затраты, калькуляция себестоимости и пр. Для небольших бизнес-проектов в этом же разделе можно отметить риски и гарантии, где будут отображены форс-мажорные ситуации. Как правило, в данном разделе прорабатываются три прогноза: пессимистический, оптимистический и реалистический, что находит визуальное отображение в графиках, а также гарантии возврата инвестиций кредиторам.

Основные ошибки при составлении бизнес-плана

Во-первых, не следует нагромождать или «раздувать» план будущего бизнес-проекта. В данном случае следует тщательно проработать, но не переусердствовать, выполняя «домашнюю работу». Помните: если при чтении первых двух-трех листов потенциальный инвестор не «войдет» в тему, можете смело забыть об инвестициях, и последующие детальные финансовые выкладки, экономические расчеты и уникальные маркетинговые ходы уже не помогут.

Во-вторых,  неправдивость существующей и преподнесенной на страницах бизнес-плана информации. Это очень важно, поскольку «земля круглая», и вы не можете знать, насколько широк круг общения и знакомств у вашего потенциального инвестора, который может тут же позвонить и все перепроверить. Особенно это касается российских инвесторов, которые зачастую вкладывают деньги не в бизнес-проекты, а в людей (команду).

В-третьих, общие фразы «отсутствие аналогов», «огромный рынок», «не имеющий конкуренции» и пр., не только настораживают, но и попросту отпугивают! Во всем нужна конкретика!

В-четвертых, маркетинговый план, не конкретизирующий рынок сбыта, условия реализации и предположения. Маркетинговая составляющая должна быть четко проработана, расставлены акценты и указаны прогнозы.

При составлении финансового плана следует давать прогноз с разбивкой не по годам, а помесячно. Если же окупаемость проекта планируется на несколько лет, то первый год следует показать с помесячной разбивкой, а последующие – поквартально. При этом необходимо четко отметить точку «возврата» - начало отдачи вложенных средств и планируемый срок полного возврата инвестиций.

Также не рекомендуется показывать лишь приблизительные операционные затраты. Здесь необходимо абсолютно точно перечислить все расходы: прямые и косвенные, переменные и постоянные, а также непредвиденные расходы и т.п.

И напоследок: ни в коем случае, при визуализации бизнес-проекта в виде графиков, строго не рекомендуется демонстрировать кривую в виде хоккейной клюшки с неизменно воспаряющим вверх лучом, после короткого падения малого луча. Дело в том, что каждому бизнесу присущи сезонность, урожайность/не урожайность, конкурентная среда, периоды отпусков, насыщенность рынка сбыта и  пр. Доходы не будут расти бесконечно, это лишь прекрасная мечта, а реалии жизни гораздо прозаичнее. Грамотный и толковый инвестор быстро «раскусит» утопичность такого проекта и наверняка откажет! Посему: будьте реалистичны, отобразите в графике все возможные ситуации, а еще лучше, покажите три прогноза: оптимистичный, пессимистичны и реалистичный. Пусть выбирает инвестор!